Детская художественная школа города Углича

Ярославская обл., г. Углич, ул. Никонова, д. 21. Тел.: 8(48532) 9-21-35, 5-00-25. Email: study59@mail.ru

Решаем вместе
Есть вопрос?

Все новости

Основные виды народного творчества. Тагильская роспись

c72af905 02fd 4cbd b56e d583862fedb8 muzeiВ России насчитывается почти два десятка разновидностей графических и более 30 живописных росписей. Расскажем о самых узнаваемых и ярких.

Тагильская роспись — народный промысел художественной лаковой росписи металлических подносов, существующий в городе Нижнем Тагиле Свердловской области, уникальное самобытное явление русской культуры. Считается, что Тагильская роспись — это предшественник Жостовской росписи. Промысел Тагильского подноса является одним из брендов русской культуры, известный далеко за пределами России. Тагильские расписные подносы в большом количестве представлены в Нижнетагильском музее истории подносного промысла.

Тагильский подносный промысел возник более 250 лет назад в среде старообрядцев. Самая ранняя архивная информация о железных подносах с художественной отделкой в Нижнем Тагиле относится к 1746 году, который и считается датой основания промысла. Качество и пластичность тагильского железа в обработке высоко ценились.

Традиционный тагильский расписной поднос:

- галантные, мифологические или исторические сцены как изобразительное повествование;

- рамка, образуемая с помощью тонкого золотого трафаретного орнамента;

- вариативность фона – цветные, под малахит, с эффектом копчения и т.д.

Сущность классической тагильской композиции – организованность, гармония, структурирование элементов.

Сейчас подносы с Тагильской художественной лаковой росписью производят 6 фирм. Однако из-за социально-экономического кризиса конца XX века и сейчас, даже при наличии талантливых, высокопрофессиональных мастериц, не приходится говорить о процветании промысла. Кроме того, для широкой общественности до сих пор остаётся неизвестным тот факт, что русская подносная роспись зародилась именно на Урале в Нижнем Тагиле.

Основные виды народного творчества. Северная роспись

964a4aed64a03cdee4f08d9d4c8aea77Архангельская область знаменита ремеслами, имеющими глубокие исторические корни. Здесь сохранилось искусство мастеров Русского Севера - старинные дома, украшенные резьбой, расписные прялки, крестьянская утварь.

Мезенская, северодвинская и борецкая росписи включают в себя множество элементов-символов.

Главными персонажами мезенской росписи стали лошади и олени. Они рисовались в двух традиционных цветах - красном и черном. Орнамент наносился на негрунтованную древесину перьями глухаря, тетерева, деревянной палочкой либо кистью из человеческих волос. Для появления ярко-желтого оттенка изделие покрывалось олифой, а для мягкости пропитывалось льняным маслом.

Борецкая роспись отличается яркостью цветовой гаммы, в которой преобладают красный, зелёный и золотой цвета на белом фоне. В основе сюжета лежит понятие Мирового дерева, Дерева Жизни - архаичного символа мироустройства. В идее <Мирового древа> выражалось представление о могуществе сил природы и зависимости от них благополучия и счастья каждого человека.

Северодвинскую роспись отличает графичность и яркость. Часто используемые мотивы и символы - древо жизни, птица Сирин, лев, грифон, медведь, русалка. Роспись напоминает северное лето - короткое, долгожданное и очень теплое.

Современные мастера Русского Севера делают резные деревянные изделия - чаши, ложки, блюда, ковши в форме птицы, украшая их росписью, похожей на ту, что была на прялках и старинных коробах. А композиции из этих элементов создают неповторимые ажурные орнаменты.

Основные виды народного творчества. Жостовская роспись

zhostovo foni instagram 41Жостовская роспись — это русский народный художественный промысел по росписи кованых металлических подносов, возникший в 1825 году в деревне Жостово Московской области.

В начале XIX века сразу в нескольких деревнях и селах Троицкой волости (современный Мытищинский район Московской области), среди которых было и Жостово, появились мастерские, где расписывали лакированные изделия из папье-маше. В это же время местные мастера, братья Вишняковы, стали расписывать еще и металлические подносы.

После революции в селе и соседних деревнях были организованы артели, в том числе Жостовская трудовая артель. Все они объединились в 1928 году в артель «Металлоподнос». В 1920–1930-х годах в жостовскую живопись пытались внедрить актуальные советские темы и сюжеты, однако художникам удалось отстоять традиции промысла, и в 1960-х начался новый этап в его истории. Расписные подносы получили статус уникального вида народного искусства, их начали представлять на международных выставках.

Основным мотивом жостовской росписи до наших дней остается цветочный букет. По краю поднос обычно украшают ажурным растительным орнаментом. Традиционно роспись выполняют на черном фоне, но возможны и другие варианты, например, красный, синий и зеленый.

Сами подносы изначально ковали вручную. За почти 200 лет существования промысла мастера придумали около 150 разных форм таких изделий. В наши дни 32 из этих форм изготавливают на фабрике с помощью пресса, а остальные — по-прежнему вручную, с помощью ножниц по металлу и специальных молотков. Заготовку покрывают специальным грунтом и двумя слоями черной эмали, после чего начинают расписывать в определенной последовательности: создают эскиз, наносят тени, прорисовывают мелкие детали.

Основные виды народного творчества. Городецкая роспись

253232 gorodeckaya rospis 5 klass 26В России насчитывается почти два десятка разновидностей графических и более 30 живописных росписей. Расскажем о самых узнаваемых и ярких.

Городецкая роспись — это русский народный художественный промысел, особый вид росписи по дереву, который появился в середине XIX века в Нижегородской губернии.

Городецкая роспись возникла в Поволжье, в районе города под названием Городец. Жители близлежащих деревень украшали деревянные прялки резьбой. Сначала узор создавали с помощью вставок из других пород дерева, затем резной орнамент стали подкрашивать, а еще позже роспись полностью вытеснила резьбу.

Городецкие прялки отличались от обычных тем, что их не вытачивали из цельного куска дерева, а изготавливали из двух частей — гребня и донца. Донце представляло собой широкую доску: с одного конца она сужалась, и в этом месте делали отверстие для ножки гребня. Как раз донце и было расписным: когда прялкой не пользовались, ее вешали на стену в качестве украшения.

Вскоре яркими рисунками стали украшать не только прялки, но и сани, сундуки, мебель, игрушки, шкатулки, деревянные панно и многие другие предметы. Изначально для росписи использовали яичные краски, а на смену им пришли масляные, темперные и гуашевые.

Городецкую роспись выполняли на деревянной основе, которую перед этим грунтовали желтым, красным или черным цветами. Краски наносили большими цветовыми пятнами, после чего приступали к прорисовке деталей.

Сюжетами городецкой росписи становились, прежде всего, жанровые сцены: праздники, прогулки, чаепития, охота, свидание влюбленных. Вторым излюбленным мотивом городецких мастеров были цветы. Часто встречались и изображения животных, в частности коней и птиц.

После войны в селе Курцево под руководством художника Аристарха Коновалова открыли артель «Стахановец», которая превратилась в фабрику. Эта фабрика работает до сих пор: здесь мастера-живописцы производят декоративные панно, расписные игрушки, детскую мебель, деревянные блюда и другие предметы.

День ДПИ в художественной школе

IMG 283821 июня, в преддверии Дня декоративно-прикладного искусства, Детская художественная школа распахнула свои двери для детей пришкольного лагеря средней школы №7.

Преподаватель истории искусств Резчикова Елена Александровна познакомила гостей с историей праздника, рассказала о видах декоративно-прикладного искусства, ответила на вопросы детей. Небольшая экскурсия по школе позволила увидеть произведения ДПИ, созданные руками учащихся школы.

IMG 2833Под руководством преподавателей школы Суворовой Светланы Альбертовны, Кононовой Светланы Николаевны, Жолудевой Ларисы Владимировны, Соколовой Ирины Александровны на мастер–классах были изготовлены создающие летнее настроение образы пчёлки, собачки, божьей коровки и жирафа. Ребята с удовольствием трудились над своими декоративными работами, которые взяли с собой.

В завершении мероприятия преподаватели оставили на руках гостей образы летнего радостного настроения.

День декоративно-прикладного искусства, проведённый в стенах Детской художественной школы в рамках областной акции «Ярлето», был познавательным и интересным и надолго запомнится учащимся седьмой школы.

Лучшая Детская школа искусств Ярославской области

JPG1705Завершился региональный этап Всероссийского конкурса «Лучшая ДШИ», в котором принял участие коллектив Детской художественной школы Углича.

На конкурс предоставлялась информационная справка с указанием достижений учащихся и коллектива, Программа развития учреждения, статистический отчёт с основными показателями деятельности, видеоролик «Экскурсия по школе», видеозаписи открытых уроков.

По итогам конкурса ДХШ Углича стала лучшей в Ярославской области и вышла во Всероссийский этап. Пусть он будет успешным!

Благодарю коллектив преподавателей и технический персонал ДХШ, учащихся и родителей за нашу совместную дружную и плодотворную работу. Только сплочённая команда единомышленников способна достигать высоких результатов!

Особую благодарность выражаю работникам угличского телевидения Куликовой Елене Леонидовне, Туркину Ивану, Кучеренко Сергею за замечательный фильм о нашей художественной школе, который был отмечен конкурсной комиссией https://www.youtube.com/watch?v=xLOlMPAsZu4.

Директор ДХШ Очкина Людмила Михайловна

Основные виды народного творчества. Хохломская роспись

2cc929798abd7ad364b1fb940a5b8151В России насчитывается почти два десятка разновидностей графических (то есть минималистских, где используются простые геометрические формы, линии, штрихи) и более 30 живописных (с богатым декоративным орнаментом или с сюжетными композициями) росписей. Расскажем о самых узнаваемых и ярких.

Хохломская роспись появилась в городе Семёнове Нижегородской области. Особенностью является растительный узор на золотом или чёрном фоне. В селе Хохлома работал большой базар, куда мастера со всей округи привозили товар — отсюда пошло название стиля росписи и промысла.

Всё начинается с того, что на деревянные заготовки наносят масляный грунт и они становятся похожими на глиняные. Пару часов сушат в печи, потом в поверхность каждого предмета втирают серебристый алюминиевый порошок (в давние времена это было олово). В таком виде заготовки расписываются. Затем их покрывают лаком, закаливают при температуре 150-160 С — и тогда фон становится золотым.

Чаще всего хохлома — это растительные орнаменты: сочные ягоды рябины и земляники в обрамлении ветвей, соцветий и листьев. Иногда художники вплетают в рисунок огненную жар-птицу. Узор закольцован: как ни крути изделие в руках, невозможно понять, где роспись начинается и заканчивается.

Предметы с хохломской росписью сегодня делают на фабрике в городе Семёнове.



Дизайн сайта: study59@mail.ru  Администратор сайта: study59@mail.ru
Яндекс.Метрика